ВЕСЬ АЛЬМАНАХ по датам
ЧЛЕНЫ КЛУБА СКРОМНЫХ
ЧЛЕНЫ КЛУБА СКРОМНЫХ (дополненное)

26 октября - пресс-конференция
7 ноября - начало фестиваля





* * *
Всё-таки, русская эмиграция оставила колоссальное наследие, и нам нельзя забывать,
что нам надо обязательно его изучать.

* * *
Прошедший двадцатый век стал самым трагическим и самым тяжелым в более
чем тысячелетней истории нашей страны.

* * *
И, кроме того, после Гражданской войны страну оставила значительная часть элиты:
более половины писателей оказалась в эмиграции,
две трети ректоров высших учебных заведений оказались в эмиграции,
целый ряд выдающихся ученых оказался в эмиграции.

* * *


Содержание пресс-конференции интересно в такой же мере, как и речи лауреатов премии Александра Солженицына, которые побили все рекорды популярности в Интернет-сообществе

О рекордах популярности и не только

26 октября 2007 года в Доме Русского Зарубежья, или как его еще называют
Посольство на Таганском Холме прошла пресс-конференция
"Первый международный кинофестиваль "Русское Зарубежье"


Дом Русского Зарубежья - Посольство на Таганском Холме

КИНОФЕСТИВАЛЬ

Участники пресс-конференции:

Сергей Зайцев - президент кинофестиваля.

Виктор Москвин - председатель оргкомитета, директор дома Русского Зарубежья, который и организует этот фестиваль.

Элеонора Митрофанова - руководитель Росзарубежцентра, почетный попечитель фестиваля

Владимир Ванеев - начальник аналитического отдела департамента по работе с соотечественниками за рубежом МИДа России.

Галина Шилина - скульптор, автор приза

Филипп Кудряшов - генеральный директор фестиваля


СЛОВО СЕРГЕЯ ЗАЙЦЕВА

Идея первого кинофестиваля, который мы проводим в ноябре этого года, зрела долгие годы. Для меня знакомство с миром русского зарубежья началась довольно давно, еще 15 лет назад, когда я впервые попал в капиталистическую страну, это был Тунис, Северная Африка.

Во время моего пребывания в Тунисе нас повезли на Север страны, где я наткнулся на русский храм, на котором был написано «Блаженны изгнанные правды ради», я тогда еще не понимал, что это значит, и к чему относится. И в тот же день я оказался на христианском погосте, где увидел в разоренном состоянии итальянские могилы, английские, сербские и русские. Я очень долго не мог уйти с этого места, с этого погоста – я не понимал: «Ну почему русские люди с фамилиями Герасимов, Иванов, Платонов лежат в чужой земле, и даже могилы их не нужны?» И тем более это не просто Ивановы и Петровы, а адмиралы. Речь идет о захоронении наших моряков с последней черноморской эскадры императорской армии, которая вывезла генерала Врангеля в 1920 году в Константинополь, а затем эта эскадра пришла по соглашению с Францией в Тунис, так как Тунис был тогда колонией Франции.

У меня тогда был шок, и я сказал себе, что я должен когда-нибудь обязательно об этом рассказать. 16 лет назад я не был еще режиссером, не увлекался историей русской эмиграции, но итогом этой поездки спустя четыре года стал мой первый дипломный фильм на высших режиссерских курсах, который назвался «Лики Отечества».

Вот с тех пор я занимаюсь историей русской эмиграции.

Вот сейчас, когда повсеместно появились туристические агентства, когда все мы побывали на Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем, на кладбище, где похоронены русские и которое всегда было гораздо ухоженнее, чем любой другой погост;
сейчас, когда изданы уже сотни книг, посвященных наследию русской эмиграции, и когда вернулся в Россию Александр Исаевич Солженицын, и привез свой уникальный архив, собрание по русской эмиграции, который хранится здесь в этом Доме;
нам кажется, что мы всё уже знаем, а это далеко не так, потому что мир Русского Зарубежья нам предстоит постигать еще долгие годы.

Атлантиду Русского Зарубежья нам предстоит поднимать со дна ушедшего столетия еще очень и очень долго, не одно столетия, я бы так даже сказал.

Четыре года назад я был приглашен директором библиотеки-фонда Русское Зарубежье Виктором Александровичем Москвиным сюда, собирать архив аудиовизуальных документов Русского Зарубежья. За четыре года этот архив хорошо наполнился, затем на базе Дома, на базе этого архива, была создана киностудия «Русский Путь», и еще через два года был создан киноклуб, который успешно работает.

Мы показываем фильмы по истории русской эмиграции, истории Отечества. Пока еще показываем только отечественное документальное кино, но я надеюсь, что у нас всё впереди.

Я предвижу два вопроса.
Первый: чего мы ждем от кинофестиваля?
Второй: не утонет ли наш кинофестиваль в том сонме кинофестивалей, которые проходят круглогодично в России?

Мы ждем от нашего кинофестиваля не столько открытий, хотя, безусловно талантливым работам мы отдаем предпочтение – мы хотим привлечь внимание к проблемам, которые существуют в Русском Зарубежье, и, наверное, главная из который – некое разобщение.
Люди, которые живут в эмиграции, должны знать друг о друге, и должны друг другу помогать.
В этом фильмы, которые созданы на эту тему, могут сильно помочь.

Не утонет ли кинофестиваль в огромном количестве кинофестивалей?
Думаю, что нет, потому что, во-первых, вы, пресса, нам в этом поможете, мы очень рассчитываем на помощь прессы
И, во-вторых, потому что до сих пор не проводился ни один большой кинофестиваль, который был бы посвящен проблемам и истории русского рассеяния, и это очень важная и нужная тема.

Всё-таки, русская эмиграция оставила колоссальное наследие, и нам нельзя забывать, что нам надо обязательно его изучать.



СЛОВО ВИКТОРА МОСКВИНА

Я рад, что первый международный кинофестиваль Русского Зарубежья проходит здесь, в библиотеке-фонде Русского Зарубежья.
Он проходит в Доме, который изначально создавался для того, чтобы собирать колоссальное наследие русского зарубежья, и для того, чтобы это наследие служило России.

Это собранное наследие призвано выполнить мечту многих и многих русских людей, которые были вынуждены жить в отрыве от Родины, но которые творили для того, чтобы их наследие послужило России.

Прошедший двадцатый век стал самым трагическим и самым тяжелым в более чем тысячелетней истории нашей страны.

Вчера в Росзарубежцентре была очень интересная встреча, и Вячеслав Алексеевич Никонов приводил страшные впечатляющие цифры.
Он говорил, что каждый седьмой житель планеты в начале двадцатого века был гражданином Российской Империи.
А сейчас в теперешней России на начало двадцать первого века живет каждый пятидесятый житель планеты.
Эти впечатляющие цифры, за которыми стоят две мировые войны, Гражданская война, ряд локальных войн, массовые репрессии советской поры.

Они сделали нашу страну диаспоральной, то есть, русский мир сейчас охватывает практически весь земной шар.
Практически в любой стране мира есть, пусть небольшая, но русская колония.

И, кроме того, после Гражданской войны страну оставила значительная часть элиты: более половины писателей оказалась в эмиграции,
две трети ректоров высших учебных заведений оказались в эмиграции,
целый ряд выдающихся ученых оказался в эмиграции.


Вот Сергей Зайцев на нашей киностудии, которая существует при библиотеке-фонде Русское Зарубежье, только что закончил снимать фильм о Владимире Зворыкине, изобретателе телевидения.

В 1931 году он получил патент на телевизионную трубку первым.
Произошло это уже в Соединенных Штатах Америки.

И русские оказали большое влияние на развитие мирового кинематографа, особенно в двадцатых-тридцатых годах на заре становления кинематографа, и во Франции, и в Соединенных Штатах Америки в Голливуде, и в Берлине, и в целом ряде других городов мира. Сохранилось богатое кинематографическое наследие.

Мы сейчас подготовили к печати книгу Рашита Янгирова «Русский кинематограф за рубежом», до конца года эта монография выйдет.
Когда я знакомился с рукописью, это необычайно впечатляет - мы даже сейчас не представляем, сколько русских людей занималось киноделом в первой половине двадцатого века.

Создаются фильмы на русском языке и сейчас. Создаются они на Украине, в Белоруссии, в странах Балтии, в Казахстане, в других республиках бывшего СССР, создаются фильмы на русском языке в Израиле, в Соединенных Штатах Америки и в целом ряде других стран.

И, когда мы говорим о собирании русского мира, то конечно очень важно чтобы то, что делается на русском языке за рубежом, было частью культурной жизни коренной России.
Поэтому одна из основных задач нашего фестиваля – показать то, что делается в области кинематографии за пределами России и отметить наиболее интересные работы с тем, чтобы их создатели были известны и в России, чтобы они стали и фактором, и частью русской культурной жизни.

Это один из основных наших моментов, и, кроме того, здесь у нас есть и другой интерес – мы, продолжая собирать наш архив, хотели бы найти новые, неизвестные нам, работы, документы, касающиеся развития кинематографа и участие русских в кинематографе, для того, чтобы это пополнило обширную представительную коллекцию нашего Дома.

Я очень рад, что идею кинофестиваля поддержали и вошли в состав попечителей Министерство Иностранных Дел России, Министерство Культуры и массовых коммуникаций. Идею кинофестиваля поддержала Московская Патриархия, мы получили письмо от Святейшего Патриарха. Нас поддержали международный совет российских соотечественников, Государственная Дума Российской Федерации, Московская городская Дума - председатель Московской городской думы Владимир Михайлович Платонов очень активно поддержал идею проведения кинофестиваля - московский дом соотечественников, Торговая промышленная палата, и конечно, Росзарубежцентр.

С Росзарубежцентром мы работу начали до проведения кинофестиваля, в частности, при поддержке Росзарубежцентра был проведен фестиваль русского документального кино в Соединенных Штатах Америки, который прошел весной этого года, и сейчас мы будем готовить второй фестиваль в Соединенных Штатах Америки, который пройдет весной 2008 года.

И, кроме того, у нас есть проект проведения недели русского документального кино в Финляндии, в Сербии, и в целом ряде других стран.

Я хотел бы, пользуясь случаем, поблагодарить Росзарубежцентр и всех других наших попечителей за содействие в организации первого международного кинофестиваля Русское Зарубежье и хотел бы также поблагодарить и Сергея Зайцева, и Филиппа Кудряшова, которые сделали очень большую работу.

И я очень надеюсь, что следом за первым кинофестивалем последует второй.



СЛОВО ЭЛЕОНОРЫ МИТРОФАНОВОЙ
от соучредителя кинофестиваля Росзарубежцентра.


Когда мы узнали, что будет проводиться такой фестиваль, мы, естественно, его поддержали.
Я бы хотела отдельно отметить, что это совершенно уникальная организация библиотека-фонд Русское Зарубежье.
Пожалуй, больше такой организации нет, которая столько книг издала, так внимательно и профессионально занимается историей эмиграции, у которой такие потрясающие архивы, и которая занимается еще и вопросами кино.

Поэтому мы сотрудничаем не только в этом направлении, что касается этого кинофестиваля, мы сотрудничаем и по многим другим направлениям, и знаем, что это наши наиболее надежные партнеры.

Конечно история двадцатого века для Росси, для выходцев из России – это трагическая и очень интересная история.
И, думаю, еще много чего интересного и важного ждет своих открывателей.

Ну, например, то, что мне бы хотелось, чтобы когда-то мы этим занялись, это история русской эмиграции в Латинскую Америку.
Потому что в Парагвае русские создали по существу и армию, и железные дороги.

Во многих других странах русские эмигранты - это инженеры, интеллигенция, которые принимали участие по существу в строительстве этих государств.

И их потомки во многих странах, например, имеют русские клубы, хотя многие уже не говорят по-русски. Местное правительство их поддерживает.

И для нас в тех странах, где у нас нет представителей, для нас эти дома стали опорными пунктами, мы с ними проводим какие-то мероприятия, это очень интересно и важно.

Что касается самого кинофестиваля, мне кажется, здесь решаются две задачи: во-первы, при помощи кино восстанавливается некая картина этого разделенного мира глазами творческих людей.

И, во-вторых, мы даем возможность людям, которые занимаются этим показать свои картины, приехать в Москву, обеспечить им творческое общение здесь, что тоже дорого стоит.

Я думаю, вы все уже знаете, что недавно создан фонд «Русский мир». Этот фонд будет грант-дающей организацией. Полагаю, что одно из направлений этой работы – (будем говорить с руководством о том), - что такие проекты, безусловно, нужно поддерживать грантами.

Что касается нас, то мы уже запланировали ряд мероприятий, у нас во многих Домах действуют киноклубы. Это киноклубы и во Франции, и в Сербии, в Финляндии прекрасно работают, в Польше, в странах ближнего Востока, недавно мы открыли центр замечательный в Израиле тоже с кинозалом и с возможностью показа. Там очень живая заинтересованная аудитория.

Поэтому я думаю, что в следующий год мы, безусловно, займемся популяризацией кинофестиваля, я думаю, он проедет по нашим странам.

Кроме того, в Белграде в следующем апреле исполнится семьдесят пять лет нашему Дому.
Этот Дом строили эмигранты, это был Дом наших эмигрантов, которые после революции уехали туда, там был очаг белой эмиграции и этому Дому - семьдесят пять лет
Мы готовим большую программу и, думаю, что частью этой программы в апреле станет вот этот кинофестиваль.

Еще раз хочу поблагодарить за большие усилия Сергея Зайцева, Виктора Москвина, и всем, кто задействован в этом кинофестивале, желаю большого успеха.


СЛОВО ВЛАДИМИРА ВАНЕЕВА

Я представляю Министерство Иностранных Дел, департамент по работе с соотечественниками. Основная задача нашего департамента – это работа с соотечественниками русского зарубежья. Работа эта в последнее время – наверное, вы заметили - заметно активизировалась особенно после всемирного конгресса русских соотечественников за рубежом в Петербурге в октябре прошлого года.

Ведется она на основе документов и программ, утвержденных руководством страны. Очень много мероприятий в основном официального характера.

В этом году, например, проходит более шестидесяти страновых конференций в странах ближнего и дальнего зарубежья. Основная цель этих конференций – консолидация русских диаспор в мире, за рубежом.

Консолидация – это не самоцель, а средство, при помощи которого русские диаспоры могут отстаивать свои законные интересы в странах проживания, и кроме этого, сохранять российскую культуру на русскоязычном пространстве в целом.

И очень приятно, что появился такой кинофестиваль - такие творческие форумы нам в помощь.

Когда мы получили известие от организатора фестиваля, мы с удовлетворением восприняли эту идею.
Министр иностранных дел отправил приветственное послание организаторам кинофестиваля, в котором выразил убеждение, что этот кинофестиваль используя богатейший потенциал киноискусства, будет способствовать единению российской диаспоры за рубежом.

Мы убеждены, что так оно и будет и приветствуем продолжение подобных мероприятий творческого характера.

Ну и что еще хотелось бы сказать в заключение, откликаясь на тему затронутую Сергеем Зайцевым о том кладбище, с которым он столкнулся.

Хочу сказать, что мы работники МИДа с этими проблемами при работе с соотечественниками сталкиваемся в нашей практической работе ежедневно, особенно находясь за границей.
И я, когда работал генконсулом в Черногории, тоже столкнулся с подобной проблемой. Там есть русское кладбище в городе Герцог-Нови.
Черногория, это часть бывшей Югославии, в которую попала большая часть русской эмиграции. И вот это кладбище находилось в крайне запущенном состоянии, и с 1992 года власти города Герцог-Нови взывали ко всем к кому было возможно с тем, чтобы оказали содействие в восстановлении кладбища.

Я доволен тем, что с помощью депутатов нашей Государственной Думы, к которым я обратился с такой просьбой, эта проблема была решена, кладбище было реставрировано, восстановлено и в городе были проведены торжественные мероприятия в честь реставрации кладбища русских эмигрантов в Черногории в октябре прошлого года.

Это еще один пример того, как все мы, сталкиваясь с проблемами соотечественников, пытаемся вносить свой вклад в их решение, и я уверен, что вклад организаторов Русского Зарубежья будет весьма плодотворным.

Я от лица МИДа приветствую это начинание.


СЛОВО ГАЛИНЫ ШИЛИНОЙ, скульптора, автора приза кинофестиваля.

Этот приз – моя творческая работа, это не просто приз к фестивалю.
Пять лет назад я сделала скульптуру большего размера, она находится в холле Дома Русского Зарубежья.
Идеи у нас с устроителями фестиваля совпали, они попросили меня сделать небольшой размер для вручения призерам кинофестиваля, вот я его и сделала.

У этой работы «Философский Пароход», есть второе название - оно в скобочках - это «Изгнание», потому что я трактую гораздо шире эту тему: не только как событие 1922 года, а как событие вообще 20 века, и сегодняшние дни тоже подтверждают эту трагедию изгнания.
Если Вы мне зададите вопросы, я вам отвечу на них.

От редакции: Вопросы Галине Шилиной я задам в её мастерской. Об этом мы с ней договорились после пресс-конференции.



СЛОВО ФИЛИППА КУДРЯШОВА, генерального директора кинофестиваля.

Несколько слов о программе фестиваля.
Виктор Александрович Москвин рассказал о книге Рашита Янгирова «Русский кинематограф за рубежом» и мы приглашаем вас 8 ноября на круглый стол «Кинематограф русского зарубежья», который будет вести Рашит Янгиров.

Далее, что хотелось бы отметить особо – творческий вечер Джона Глэда. Он профессор Мэрилендского университета, критик, публицист и одни из членов нашего жюри конкурса игрового кино.

Также у нас на фестивале можно познакомиться с историком кино Георгием Андреевым из Франции, его рассказ будет тоже очень интересен всем любителям кино, и особенно всем интересующимся русским зарубежьем.

Если вы обратили внимание, в нашей программе нигде не стоят года созданий фильмов.
Это не случайно, так как мы считаем, что в данном случае, в случае первого международного кинофестиваля, эти фильмы все равны как бы давно или совсем недавно они были бы созданы.
Этот фестиваль первый и мы делаем некий кинематографический срез, срез того, что было сделано как в документальном кино, так и в игровом.

Несколько слов о составе жюри фестиваля.
Возглавил жюри игрового конкурса Вениамин Смехов, народный артист России, вам всем известный.
Сергей Лаврентьев, кинокритик является одним из членов жюри
И еще одни из членов жюри Джон Глэд, профессор, критик, публицист.

Конкурс документальных фильмов.
Сергей Алексеев возглавляет это жюри, он также возглавляет дирекцию документального кино российского телеканала.
Рашид Янгиров, киновед – член жюри конкурса документальных фильмов.
И из Франции к нам приехал в качестве члена жюри Александр Долгорукий, кинорежиссер и потомок князей Долгоруких.

Фильм-открытие, это особая тема.
Это полнометражный документальный фильм студии «Альбатрос» на сорок минут.
Мало кто знает об этой киностудии, о ней знают лишь избранные.

Эту студию создали эмигранты во Франции, и она прекратила свое существование лишь 15 лет тому назад.
Это уникальный фильм, который не видел практически никто.
Мы приняли решение, что открываться надо именно этим фильмом.



Сергей Зайцев - завершающее слово.

Я хочу добавить выступление Элеоноры Митрофановой. Она говорила о сети киноклубов по разным странам. Мы сейчас начали расширять нашу сеть и по России, и совсем недавно открыли филиал киноклуба «Русский путь» в Иркутске.

И еще я хочу сказать, что не случайно Вениамин Смехов, артист и режиссер возглавил наше жюри.
Это человек, который долгое время в последние годы жил в эмиграции, хорошо знает эмиграцию и так совпало, что он хорошо знает и кинокритика Сергея Лаврентьева и хорошо знает Джона Глэда, и все они собрались в одном жюри игрового конкурса.





































Доноры - детям